Историческое образование в высшей школе России: вызовы и перспективы

 

14 – 15 декабря 2022 года в Москве в Красном зале Здания Президиума РАН Институт всеобщей истории и Федеральное учебно-методическое объединение по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «История и археологии» совместно с Российским историческим обществом провели расширенное заседание с участием деканов, директоров исторических факультетов и заведующих историческими кафедрами вузов России на тему: «Историческое образование в высшей школе России: вызовы и перспективы».

 

           

 

Мероприятие прошло под эгидой Экспертного совета по развитию исторического образования в высшей школе при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Его организаторами стали Институт всеобщей истории РАН, Российское историческое общество, фонд «История Отечества», Федеральное учебно-методическое объединение по «История и археологии».

Открыл заседание сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. В своём вступительном слове он отметил, что сегодня в российском и мировом сообществах происходят кардинальные перемены, это предъявляет новые требования к преподаванию истории и к выработке новых подходов.

«Смысл сегодняшнего заседания состоит в том, чтобы определить, какие наиболее важные виды деятельности историков связаны с нынешним этапом развития нашей страны и мира. За последнее время внимание к исторической науке и образованию в России значительно возросло. Во-первых, была создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению. Во-вторых, в рамках Минобрнауки создан Экспертный совет по развитию исторического образования, который непосредственно возглавил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков», — сказал Александр Оганович. К этому следует добавить, что совсем недавно состоялись Общенациональный форум преподавателей истории в Тобольске и встреча Президента России В.В. Путина с историками.

Заместитель Министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев зачитал приветствие Валерия Фалькова участникам встречи, в котором сказано, что именно история сохраняет преемственность поколений, формирует личность, нравственные ценности, отношение общества к своему прошлому. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении духовной идентичности российского народа и государства. Разработка учебных программ с опорой на результаты научных исследований и на документально подтверждённые факты помогает расширить знания по истории Отечества и защитить от попыток фальсификации исторических событий.

Далее Дмитрий Афанасьев отметил, что среди мер, направленных на улучшение подготовки кадров и популяризацию исторического знания, планируются планомерное увеличение бюджетных мест на программы по историческим специальностям, а также создание к июню 2023 года проекта нового образовательного стандарта, в котором будут учтены все последние изменения законодательства об образовании. В следующем году с июня по декабрь Министерство планирует утвердить проекты с тем, чтобы на их основе вузы смогли к 1 сентября 2025 года разработать и утвердить программы и привести всю необходимую документацию.

С приветствием к участникам обратились также ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов, декан исторического факультета МГУ, академик РАО Лев Белоусов и председатель Правления Российского исторического общества, руководитель первой рабочей группы Экспертного совета Константин Могилевский.

В своём выступлении Константин Ильич рассказал о ходе разработки Концепции преподавания истории России для непрофильных направлений подготовки.

«Период профессионального и общественного обсуждения Концепции завершается. Все замечания обработаны. Поступило порядка 500 конкретных замечаний и предложений. Мы на рабочей группе Экспертного совета должны до конца года рассмотреть проект и утвердить его. Если останутся принципиальные вопросы, утвердим с учётом необходимой предстоящей доработки. Рассмотрим также до конца декабря на президиуме Российского исторического общества, - это будет первый шаг для того, чтобы, как мы договорились с Минобрнауки России, с 1 сентября 2023 года этот курс начал читаться на всех направлениях подготовки во всех высших учебных заведениях нашей страны.

Предстоит ещё пройти большой путь за оставшиеся полгода. Потребуется разработка целого пакета документов необходимых для практического использования в высших учебных заведениях страны, особенно  в региональных, где не так много высококвалифицированных специалистов. Надо также подумать и сделать курс повышения квалификации преподавателей истории в соответствие с новой Концепцией». – рассказал К.И. Могилевский.

В программу заседания были включены пять сессий по следующим темам:

 - Актуальные проблемы исторической науки и образования;

 - Программа по истории для непрофильных направлений подготовки;

 - Задачи и тенденции развития исторического образования в России;

 - Историческое образование в высшей школе России: состояние, проблемы, решения;

 - Учебно-методические проблемы и опыт исторического образования в вузах России.

По каждой из них выступили высоко квалифицированные докладчики. Все доклады вызвали живой, научный обмен мнениями, однако вызывает сожаление, что вопросы преподавания истории России для непрофильных направлений подготовки обсуждают, в основном, специалисты области Всеобщей истории. На наш взгляд, следовало бы шире привлекать преподавателей Истории России в технических вузах и других непрофильных направлений подготовки.

В работе форума принимали участие директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации, исполнительный директор ООО «ОПИВР» Сергей Картавый, а также председатели региональных отделений Объединения преподавателей истории в вузах России: Вера Александровна Македонская (Москва), Александр Соколов (Рязань), Светлана Ульянова (Санкт-Петербург).

В течение недели организаторы обещали подготовить резолюцию данного форума и просили вносить свои предложения.

 

С.М. Картавый

 

НОВОСТИ