Третий Национальный форум преподавателей истории
Фото ТюмГУ
4 - 5 октября 2024 года в Школе перспективных исследований Тюменского государственного университета состоялся Третий Национальный форум преподавателей истории. Предыдущие два форума прошли в Тобольске в 2022 и 2023 годах.
Инициатором мероприятия выступило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Российское историческое общество. Форум проходил на площадках Тюменского государственного университета и Дома Правительства Тюменской области.
Организаторами Форума выступили Минобрнауки России, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет. В рамках Форума состоялось расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования Минобрнауки России.
Форум проводится в целях популяризации исторического знания, противодействия попыткам фальсификации российской истории и формирования единых подходов к трактовке исторических событий, развития эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательской и научной среде.
В работе Форума приняли участие Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин(ВКС), Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков (ВКС), заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, заместитель губернатора Тюменской области Алексей Райдер, президент Российской академии образования Ольга Васильева (ВКС), сопредседатель РИО, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (ВКС), председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев, члены Президиума РИО – вице-президент РАН Николай Макаров и директор Института российской истории РАН Юрий Петров, а также более ста пятидесяти участников – представителей ведущих вузов, руководителей органов власти в сфере высшего образования и молодых учёных-историков со всей страны.
Модератором Пленарного заседания стал ректор ТюмГУ Иван Романчук. Комментируя событие, он отметил: «Тобольск и Тюмень становятся не только традиционным местом проведения исторических форумов, но и интеллектуальным центром большой федеральной работы. Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки России вновь подчеркнул чрезвычайную актуальность современного курса истории России, поиска новых методических разработок для его успешной реализации».
Приветствуя участников Форума, председатель Правления РИО Руслан Гагкуев отметил: «За годы проведения Форум успел стать важнейшим событием в жизни преподавательского и научного сообществ. Многие идеи и решения, которые обсуждались в рамках Форума, позднее претворились в жизнь. Сегодня мы проводим Форум не в Тобольске, но на тюменской земле, уже теперь в столице области. При этом те традиции широкого и предметного обсуждения самых разных вопросов, заложенные в Тобольске, продолжаются, и сегодня нас ожидают интересный диалог и продуктивные дискуссии».
В первый день в Школе перспективных исследований ТюмГУ на заседаниях шести секций согласно Программе Форума были представлены интересные содержательные доклады и состоялись насыщенные дискуссии по следующим секциям:
- Итоги первого года применения в учебном процессе Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки;
- Историческая наука и дискуссионные вопросы российской историографии;
- Научные периодические издания по истории: современное состояние и перспективы развития;
- О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективам развития исторической науки;
- Цифровые технологии в преподавании истории в вузе;
- Молодёжная секция – расширенное заседание Молодёжного клуба Российского исторического общества.
Утром 5 октября для гостей Тюмени была проведена содержательная экскурсия, подробно ознакомившая с прошлым и настоящим «Первого русского города в Сибири». В свою очередь участники Форума на страницах Телеграм-канала дружно отмечают радушное гостеприимство и высокую организацию Форума.
На Пленарном заседании, которое проходило под председательством заместителя Министра науки и высшего образования К.И. Могилевсого во второй половине дня в Доме Правительства Тюменской области, с приветствием к участникам Форума обратился Сергей Евгеньевич Нарышкин – председатель Российского исторического общества.
Он отметил, что работа по внедрению Концепции преподавания истории России идёт успешно, а также сообщил о разработке нового учебника и регулярном повышении квалификации преподавателей. Сергей Евгеньевич выразил надежду на то, что благодаря этому студенты неисторических специальностей смогут углубить свои знания по истории.
Он также подчеркнул: «Настало время уделить внимание качеству освоения учебного материала. Одним из инструментов для этого является регулярно проводимый мониторинг исторических знаний, который уже стартовал во многих университетах по всей стране. Рассчитываю, что обсуждение этого и других механизмов «обратной связи», позволяющих объективно оценить эффективность предпринятых нами ранее мер, найдёт достойное отражение в повестке открывшегося сегодня форума».
В своём приветствии к участникам Форума Министр науки и высшего образования России Валерий Николаевич Фальков обозначил приоритетные направления развития исторического образования в стране:
«Все мы заинтересованы в системном повышении качества исторического образования, укреплении исторических факультетов и соответствующих кафедр, в сбалансированном и достаточном распределении бюджетных мест на исторические специальности. На данный момент Министерством и Российским историческим обществом уже проделан серьёзный путь, позволивший фактически перезапустить общеобязательный курс истории России, расширить его с точки зрения объёма и наполнить конкретным содержанием, однако впереди ещё немало других задач, в том числе связанных с формированием единого гуманитарного ядра, утверждение которого должно стать важным результатом совершенствования национальной системы высшего образования».
В приветственном слове президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева, говоря о необходимости дальнейшего усовершенствования системы преподавания истории в высшей школе, отметила: «Хорошо видим, что остаётся актуальной проблема развития методики преподавания истории России в высшей школе. Если задачу обновления можно считать понятной, то усовершенствованием методики нам ещё только предстоит заняться. Именно в этих целях мы планируем проведение тематической конференции, посвящённой методике преподавания истории России в конце ноября текущего года».
В свою очередь, говоря о сохранении исторической памяти для молодого поколения, заместитель губернатора Тюменской области Алексей Райдер поблагодарил РИО и Минобрнауки за поддержку инициативы Губернатора Тюменской области о создании на базе Тюменского регионального отделения РИО молодёжного исторического клуба. «Такой клуб создан. Мы верим, что все планы по развитию молодёжного исторического движения будут реализованы», – заключил заместитель губернатора.
В рамках заседания экспертного совета выступил заместитель Министра науки и высшего образования РФ, сопредседатель Российского исторического общества Константин Ильич Могилевский с докладом «Развитие исторического образования в высшей школе». Он представил показатели по основным цифрам приёма на исторические специальности в 2024 году, обратил внимание на увеличение числа бюджетных мест, поднял тему обучения истории иностранных студентов в российских вузах, сообщил, что проводится анализ необходимости создания отдельных учебных пособий для иностранных студентов.
Также на пленарном заседании, в ходе расширенного заседания Экспертного совета по развитию исторического образования были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
Чубарьян А.О. – «Роль исторической памяти в формировании нового многополярного мира» (ВКС);
Макаров Н.А. – «О роли академической науки в историческом образовании и просвещении»;
Малышева Е.П. – «Историческая память в системе исторического образования: научные подходы, образовательные программы и практики»;
Логинов А.В. – «Сохранение и развитие социогуманитарного знания в контексте исторического образования в Российской Федерации».
Молодые учёные провели выездное заседание Молодёжного клуба Российского исторического общества.
В завершение Пленарного заседания были заслушаны доклады руководителей секций, в которых подвели итоги работы секций в рамках Форума.
В целом Форум прошёл в насыщенной деловой обстановке. Дополнительно организаторы Форума подготовили и опубликовали в разделе «Полезные материалы» на своём канале в Telegram ряд презентаций докладов, которые были представлены на Форуме. Некоторые из них мы разместили на нашем сайте. Также была опубликована ссылка на дополнительный опрос участников по итогам прошедшего мероприятия.
Мы говорим им большое спасибо и желаем успехов в нашем общем деле!
Активное участие в работе Форума принимали представители Объединения преподавателей истории в вузах России (ООО «ОПИВР»): Евгения Ануфриева (Волгоград), Галина Быковская (Воронеж), Алексей Гордин (Н.Новгород), Виталий Захаров, Анна Иванова и Вера Македонская (Москва), Павел Новиков (Иркутск), Татьяна Рябова (ВКС, Брянск), Галина Серебрянская (ВКС, Н.Новгород), Оксана Смоленская (ВКС, Белгород), Алексей Сушко (Омск), Светлана Ульянова (С.-Петербург), Равиля Хисамутдинова (ВКС, Оренбург), Ирма Чехоева (ВКС, Владикавказ), а также директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ, Исполнительный директор ООО «ОПИВР» Сергей Картавый (ВКС, Москва).
Наши участники поделились своими впечатлениями о работе Форума:
Павел Новиков (Иркутск): «Все участники форума благодарят организаторов за образцовую безупречную работу по подготовке мероприятия, за добрую и душевную атмосферу. Считаю крайне полезным сохранение исторического форума как единой площадки профессионального общения. Получен обширный массив интересной и актуальной информации для дальнейшей работы, удалось ознакомится с рядом новейших педагогических приёмов и практик, установить новые научные и образовательные связи, получить содержательные методические материалы. На длительное время обеспечена «пища для ума» по совершенствованию деятельности своих структурных подразделений с учётом опыта коллег из других городов и регионов, по устранению лакун и недочётов. На Сибирской земле ещё более окрепло сообщество российских историков».
Галина Быковская (Воронеж): «Третий год педагогическое сообщество историков высшей школы получает возможность узнать самую актуальную информацию, которая позволяет двигаться в нужном направлении, договориться с коллегами о новых проектах в ближайшей и отдалённой перспективе, проанализировать работу своих структурных подразделений по сравнению с другими на федеральном уровне. Все это благодаря Национальному форуму преподавателей истории на площадке Тюменского государственного университета, созываемому по инициативе Министерства науки и высшего образования.
На съезде было заслушано видеообращение министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова. В его докладе было подтверждено решение Министерства об увеличении количества учебной нагрузки, выделяемой на дисциплину «История России». Он, в частности, сказал, что знание истории делает возможным развиваться системе высшего образования, а на этой основе формировать необходимый вектор развития всей страны».
Виталий Захаров (Москва): «В ходе работы III Национального Форума были обсуждены основные направления развития исторического образования в высшей школе, а также перспективы развития других гуманитарных дисциплин, прежде всего, философии. Преподаватели истории с разных регионов России получили возможность пообщаться и обменяться опытом по реализации Концепции преподавания истории для неисторических специальностей, а также обсудить актуальные проблемы развития исторического образования в целом. Следует выразить отдельную благодарность организаторам Форума - Министерству науки и высшего образования, Российскому историческому обществу, ИРИ РАН, РГГУ, ТюмГУ., экскурсоводам и волонтёрам, сопровождавшим работу Форума».
Вера Македонская (Москва): «В рамках деловой программы Форума состоялись шесть секций, посвящённых наиболее актуальным вопросам высшего исторического образования и исторической науки и расширенное заседание рабочей группы по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы.
Проведение национального специализированного форума позволяет участникам получать самую актуальную информацию, обмениваться опытом и вместе обсуждать новые проекты в области исторического знания на федеральном уровне».
Алексей Сушко (Омск): «Третий Национальный форум преподавателей истории показал, что развитие исторического образования в стране идёт верным путём, но, к сожалению, медленно, методом проб и ошибок. Показателем тому служит введение в концепцию по дисциплине «История России» дидактики всеобщей истории. Это решение отменили, но это потеря времени. Нельзя забывать, что обращение государства лицом к истории произошло только в результате начала СВО — войны России с коллективным Западом...
Считаю, что «История России» должна преподаваться на единой методологической основе цивилизационного подхода. В этом отношении порадовали мысли коллег о взаимосвязях дисциплин «История России», «Основы российской государственности» и «Философия». Без этого не воспитать достойных граждан России. В целом, форум был организован на высшем уровне. Я узнал много нового и полезного. Благодарю организаторов за отличную работу!»
Светлана Ульянова (Санкт-Петербург): «Характер дискуссий на форуме показал, что за прошедшее время он превратился, во-первых, в действительно рабочую площадку по обмену мнениями и опытом преподавателей, кафедр, университетов в плане организации и методики преподавания истории России, Основ российской государственности, других гуманитарных дисциплин. На заседаниях секций и в кулуарах форума происходит живое общение историков, формируются устойчивые неформальные связи внутри профессионального сообщества.
Во-вторых, как показал характер выступлений руководителей Министерства науки и высшего образования, Российского исторического общества, РАН, ВАК, форум стал достаточно эффективным каналом обратной связи с историческими кафедрами.
В этом году в организации форума произошли два положительных изменения:
1) заседания секций проводились не параллельно, а последовательно, что позволило всем делегатам принять участие в обсуждении всех актуальных проблем;
2) заседания секций проводились в первый день, что позволило на второй день на пленарном заседании подвести итоги их работы.
На секционных заседаниях было меньше заранее запланированных докладов и больше живой дискуссии, вопросов и обмена мнениями. Это касается, прежде всего, секций "Итоги первого года применения в учебном процессе Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации", "Научные периодические издания по истории: современное состояние и перспективы развития" и "О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки".
Главная проблема, которую пытались донести до руководства наши коллеги - это необходимость чёткого определения понятия «контактные часы» как «часы в аудитории». Во всяком случае, всю информацию об отступлениях от Концепции («только лекционные занятия», перенос части лекционных занятий в онлайн-курс как некие «асинхронные лекции», проведение занятий только в одном семестре и пр.) до руководства министерства (Могилевский, Пономарева) и РИО (Гагкуев) были доведены. Надеемся, что в планируемом РИО мониторинге практики преподавания истории России эти пункты будут включены».
Благодарим всех участников ОПИВР, которые поделились своими материалами и впечатлениями о прошедшем форуме. Эти материалы легли в основу данного отчёта.
Источники:
Директор Межвузовского центра
по историческому образованию в технических
вузах Российской Федерации С.М. Картавый
Материалы коллег. Учебные пособия, методические рекомендации, учебники. Приглашаем к размещению ваших материалов.