22 апреля 2024 года во второй половине дня в Главном здании МГТУ имени Н. Э. Баумана в аудитории 316 в рамках XI Всероссийской конференции «Русская система обучения ремёслам. Истоки и традиции» прошёл круглый стол, посвящённый проблемам преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах.
Организаторами мероприятия выступили кафедра «ИБМ-2 Экономика и организация производства», кафедра «СГН-1 История» и Музей МГТУ имени Н. Э. Баумана.
В работе круглого стола принимали участие деканы, заведующие кафедрами преподаватели истории и других гуманитарных дисциплин московских вузов. Среди участников круглого стола присутствовали заместители Председателя Координационного совета ООО «ОПИВР» д.и.н., профессор В.Ю. Захаров и д.и.н., профессор В.А. Македонская, Исполнительный директор ООО «ОПИВР» С.М. Картавый, одна из учредителей ООО «ОПИВР» заведующая кафедрой истории МАИ И.Н. Вельможко.
Вёл заседание круглого стола заведующий кафедрой «СГН-1 История» МГТУ имени Н. Э. Баумана д.и.н. профессор В.Ю. Захаров.
С докладом «Гуманитарные дисциплины в техническом вузе: проблема адаптации содержания» выступил профессор А.А. Киличенков - РГГУ, исторический факультет, кафедра истории России новейшего времени.
О работе Межвузисторцентра РФ и Объединения преподавателей истории в вузах России по повышению уровня и качества исторического образования для неисторических специальностей и направлений подготовки в вузах России рассказал С.М. Картавый - Исполнительный директор ООО «ОПИВР», директор Межвузисторцентра РФ, Московский авиационный институт.
О преподавании дисциплины «История России» в НИЯУ МИФИ сообщила д.и.н., профессор В.А. Македонская - и. о. заведующего кафедрой № 52 «История» НИЯУ МИФИ, начальник Культурно-исторического центра «Наше наследие».
О работе своих кафедр по реализации Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки в практику рассказали Е.Б. Беспятова - заместитель заведующего кафедры социальных и гуманитарных дисциплин РТУ МИРЭА; И.Н. Вельможко - заведующая кафедрой истории Московского авиационного института; Н.М. Селивёрстова - заведующая кафедрой истории РХТУ им. Менделеева; М.И. Смирнова - профессор кафедры История и культурология НИУ МЭИ; О.Н. Субочева - заведующая кафедрой социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана и другие участники заседания.
Участники круглого стола высоко оценили изменения, которые произошли за последние годы в области организации исторического образования для студентов непрофильных вузов. В процессе обсуждения они выделили несколько ключевых особенностей внедрения Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования:
- история остаётся важным объектом, ресурсом и средством информационного воздействия как в политической борьбе, так и в мирном сотрудничестве;
- рассматривать историю России следует в контексте развития мировой цивилизации, выявлять логику исторического процесса, причинно-следственные связи, объективные и субъективные факторы исторического развития;
- фальсификации истории можно противостоять только аргументированной правдой, не уклоняясь от обсуждения исторических проблем и вопросов, имеющих остросовременное звучание;
применение в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов хронологического и сравнительно-исторического методов исследования, аналитического изучения истории, а также включение в практику преподавания анализа исторических источников – основа формирования объективного исторического знания у студентов.
В ходе круглого стола участники высказали предложения, направленные на улучшение качества исторического образования. Эти предложения были адресованы ректоратам, учебно-методическим управлениям и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1. Предоставить историческим кафедрам университетов право адаптировать учебную программу под особенности отраслевого направления подготовки специалистов.
2. В связи со значительным увеличением учебной, учебно-методической и воспитательной нагрузки необходимо разработать и утвердить комплекс мер, направленных на стимулирование преподавательской деятельности.
3. Следует шире привлекать молодых учёных, которые обучаются в аспирантуре исторических научно-исследовательских институтов РАН и профильных высших учебных заведениях, к работе на исторических кафедрах в непрофильных вузах России.
4. Необходимо активнее привлекать преподавателей исторических кафедр технических университетов к созданию учебников по Истории России, учебно-методических материалов и пособий для студентов непрофильных направлений. Также важно шире вовлекать их в учебно-методические мероприятия, организуемые Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) и Министерством.
5. Разрешить присваивать звание профессора сотрудникам непрофильных университетов без учёта требования о наличии трёх защищённых диссертаций соискателями и аспирантами. Это связано с отсутствием в таких университетах соответствующей аспирантуры.
Как показал обмен мнениями на круглом столе, мы можем достичь значительных успехов в области исторического образования и патриотического воспитания студентов только благодаря слаженной работе ректоратов вузов, учебно-методических отделов образовательных организаций высшего образования, руководителей всех уровней в министерствах и ведомствах, а также благодаря активному участию преподавателей истории, объединённых в общественные организации.
С.М. Картавый
Материалы коллег. Учебные пособия, методические рекомендации, учебники. Приглашаем к размещению ваших материалов.